Главная Общие юридические вопросы

Концепция развития гражданского общества


Собравшись сочинять безотлагательный документ, советуем в разуме разбить процесс на несколько групп. Последние не обязательно должны быть изложены в том же порядке. Для начала важно осмыслить к чему вы требуете в конце заявления, освободившись найдите мотивы. Это могут быть деловые обычаи, законы, писаные порядки. Начало очень необходимая часть, который производит впечатление. Также стремитесь выяснить кому должен быть направлен необходимый просительный документ и кто должен его обрабатывать.

Концепция развития гражданского общества

Концепции гражданского общества как идеала, способного примирять интересы частного и общего, восходят к работам мыслителей времен Античности.

В этой связи, например, представляют интерес взгляды Платона, изложенные в работах «Государство» и «Закон», согласно которым происхождение государства обусловлено неизбежной нуждой людей в их взаимной поддержке. Мыслитель в своих учениях разделяет общества на взаимосвязанные друг с другом сословия. Из первого вырастает правящая элита; из второго – воины; из третьего – работники, доставляющие пищу. Два первых сословия составляют высшую часть общества, по ним Платон определяет формы общежития. При этом он большое внимание уделяет семье как способу производства хороших граждан. Все общество, по его мнению, составляет одну семью.

Свой вклад в развитие идей, связанных с гражданским обществом, внес в науку выдающийся древнегреческий мыслитель, ученик Платона Аристотель. «Перед тем как определить, что есть государство, – отмечал мыслитель, – необходимо выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество». Главным достоинством гражданина, по Аристотелю, является честь, которая предполагает способность гражданина самостоятельно участвовать в делах полиса.

В республиканском Риме под гражданским обществом понималась ассоциация полноправных граждан, в отличие от рабов, а также представителей других народов, проживающих на территории Римской империи. Пройдя через века, данная идеология нашла свое отражение в Декларации прав человека и гражданина (1789) и Всеобщей декларации прав человека (1948).

Следует заметить, что в той или иной мере к идее создания гражданского общества обращались и мыслители древнего Востока, прежде всего аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушд.

Особое место в политико-правовых воззрениях аль-Фараби занимает организация добродетельных и невежественных городов. Добродетельный город мыслитель характеризует следующим образом: «город, в котором жители помогают друг другу в достижении самых превосходных вещей, с которыми связаны истинное бытие человека, его существование, пропитание и сохранение его жизни»; «город, в котором объединение людей имеет целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом и обществом, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество». Особым типом государства, по классификации аль-Фараби, является коллективный город, который он относит к «невежественным городам». Коллективный город – это такой город, каждый житель которого полностью волен делать то, что он пожелает. Жители этого города равны. Их власть по отношению друг к другу и по отношению к жителям других городов сводится лишь к тому, чтобы делать то, что способствует увеличению их свободы…

Интересно провести сравнительный анализ идей аль-Фараби о происхождении общества с идеями других восточных мыслителей. Выдающийся философ – политик XIII в. Насриддин Туси, рассуждая о человеке как существе общественном, говорил: «Никакой индивид не может достичь совершенства в одиночку, поэтому существует неизбежная необходимость в объединении, которое ведет всех индивидов к сотрудничеству». Другой мыслитель мусульманского Востока, Ибн Сина писал: «Как известно, человек тем отличается от остальных животных, что он не смог благоденствовать, если бы уединился и жил особняком, выполняя свои дела сам, без компаньона, помогающего ему в удовлетворении насущных потребностей. А коли это очевидно, то для существования человека и поддерживания его жизни необходима компания. Компания осуществима лишь через сотрудничество». В этом явно прослеживается идентичность взглядов трех мыслителей Древнего востока, живших в разное время, которые независимо друг от друга видели в общении и сотрудничестве особую потребность, взаимоотношения людей между собой, посредством чего человек может обрести счастье.

В Новое время концепция развития гражданского общества в наиболее системном виде получила разработку в творчестве ведущих представителей классической немецкой философии – И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

Главными в философской характеристике устоев гражданского общества И. Кант считал следующие идеи: - человек должен все создавать собственными силами и обязан отвечать за созданное; - столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами совершенствования людей; - гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

На наш взгляд, некоторые из этих воззрений близки к идеям, которые высказывал великий немецкий мыслитель и философ Г. Гегель.

Под гражданским обществом Гегель по существу подразумевает буржуазное общество (в немецком языке термин гражданское общество – burgerliche gesellschaft – имеет двойной смысл: burger – это и гражданин, и буржуа). Выступая как частнособственническая социальная структура гражданское общество представляет собой систему рыночной отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные неуправляемые административной властью процессы.

Определяя гражданское общество как «борьбу всех против всех», Гегель представляет его в виде раздираемого противоречивыми интересами антагонистического общества, как поле борьбы индивидуального частного интереса, войны всех против всех.

В результате государство из «орудия подавления» становится необходимым институтом общества. Специальные правовые механизмы содействуют развитию общества, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Однако на этом становление концепции развития гражданского общества не закончилось. В XX веке начинает формироваться государство, основанное на праве. Оно уже не может быть названо буржуазным в чистом виде, т.к. законы содержат уже не только волю буржуазии (или людей капитала), но и интересы других социальных групп, слоев, структур. Сейчас государство выражает волю всего общества в целом.

Речь идет о тенденции формирования т.н. индустриального и постиндустриального общества и государства. Индустриальное общество характеризуется развитым машинным производством, общенациональным рынком и т.д. Постиндустриальное общество — это экологически чистая технология, развитая сфера услуг (общество потребления), интенсивное развитие науки, это общество, основанное на социальном равенстве и равноправии. Это наличие, вместо массы национальных рынков, всемирного рынка, возвышение ведущих международных организаций и международных актов, основанных на гарантиях прав человека и др.

Концепция развития гражданского общества

Концепции гражданского общества как идеала, способного примирять интересы частного и общего, восходят к работам мыслителей времен Античности.

В этой связи, например, представляют интерес взгляды Платона, изложенные в работах «Государство» и «Закон», согласно которым происхождение государства обусловлено неизбежной нуждой людей в их взаимной поддержке. Мыслитель в своих учениях разделяет общества на взаимосвязанные друг с другом сословия. Из первого вырастает правящая элита; из второго – воины; из третьего – работники, доставляющие пищу. Два первых сословия составляют высшую часть общества, по ним Платон определяет формы общежития. При этом он большое внимание уделяет семье как способу производства хороших граждан. Все общество, по его мнению, составляет одну семью.

Свой вклад в развитие идей, связанных с гражданским обществом, внес в науку выдающийся древнегреческий мыслитель, ученик Платона Аристотель. «Перед тем как определить, что есть государство, – отмечал мыслитель, – необходимо выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество». Главным достоинством гражданина, по Аристотелю, является честь, которая предполагает способность гражданина самостоятельно участвовать в делах полиса.

В республиканском Риме под гражданским обществом понималась ассоциация полноправных граждан, в отличие от рабов, а также представителей других народов, проживающих на территории Римской империи. Пройдя через века, данная идеология нашла свое отражение в Декларации прав человека и гражданина (1789) и Всеобщей декларации прав человека (1948).

Следует заметить, что в той или иной мере к идее создания гражданского общества обращались и мыслители древнего Востока, прежде всего аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Рушд.

Особое место в политико-правовых воззрениях аль-Фараби занимает организация добродетельных и невежественных городов. Добродетельный город мыслитель характеризует следующим образом: «город, в котором жители помогают друг другу в достижении самых превосходных вещей, с которыми связаны истинное бытие человека, его существование, пропитание и сохранение его жизни»; «город, в котором объединение людей имеет целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом и обществом, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество».

Особым типом государства, по классификации аль-Фараби, является коллективный город, который он относит к «невежественным городам». Коллективный город – это такой город, каждый житель которого полностью волен делать то, что он пожелает. Жители этого города равны. Их власть по отношению друг к другу и по отношению к жителям других городов сводится лишь к тому, чтобы делать то, что способствует увеличению их свободы…

Интересно провести сравнительный анализ идей аль-Фараби о происхождении общества с идеями других восточных мыслителей. Выдающийся философ – политик XIII в. Насриддин Туси, рассуждая о человеке как существе общественном, говорил: «Никакой индивид не может достичь совершенства в одиночку, поэтому существует неизбежная необходимость в объединении, которое ведет всех индивидов к сотрудничеству». Другой мыслитель мусульманского Востока, Ибн Сина писал: «Как известно, человек тем отличается от остальных животных, что он не смог благоденствовать, если бы уединился и жил особняком, выполняя свои дела сам, без компаньона, помогающего ему в удовлетворении насущных потребностей. А коли это очевидно, то для существования человека и поддерживания его жизни необходима компания. Компания осуществима лишь через сотрудничество». В этом явно прослеживается идентичность взглядов трех мыслителей Древнего востока, живших в разное время, которые независимо друг от друга видели в общении и сотрудничестве особую потребность, взаимоотношения людей между собой, посредством чего человек может обрести счастье.

В Новое время концепция развития гражданского общества в наиболее системном виде получила разработку в творчестве ведущих представителей классической немецкой философии – И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831).

Главными в философской характеристике устоев гражданского общества И. Кант считал следующие идеи:

- человек должен все создавать собственными силами и обязан отвечать за созданное;

- столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами совершенствования людей;

- гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

На наш взгляд, некоторые из этих воззрений близки к идеям, которые высказывал великий немецкий мыслитель и философ Г. Гегель.

Под гражданским обществом Гегель по существу подразумевает буржуазное общество (в немецком языке термин гражданское общество – burgerliche gesellschaft – имеет двойной смысл: burger – это и гражданин, и буржуа). Выступая как частнособственническая социальная структура гражданское общество представляет собой систему рыночной отношений, в которых необходимость прокладывает дорогу через конкуренцию и иные неуправляемые административной властью процессы.

Определяя гражданское общество как «борьбу всех против всех», Гегель представляет его в виде раздираемого противоречивыми интересами антагонистического общества, как поле борьбы индивидуального частного интереса, войны всех против всех.

В результате государство из «орудия подавления» становится необходимым институтом общества. Специальные правовые механизмы содействуют развитию общества, обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Однако на этом становление концепции развития гражданского общества не закончилось. В XX веке начинает формироваться государство, основанное на праве. Оно уже не может быть названо буржуазным в чистом виде, т.к. законы содержат уже не только волю буржуазии (или людей капитала), но и интересы других социальных групп, слоев, структур. Сейчас государство выражает волю всего общества в целом.

Речь идет о тенденции формирования т.н. индустриального и постиндустриального общества и государства. Индустриальное общество характеризуется развитым машинным производством, общенациональным рынком и т.д. Постиндустриальное общество — это экологически чистая технология, развитая сфера услуг (общество потребления), интенсивное развитие науки, это общество, основанное на социальном равенстве и равноправии. Это наличие, вместо массы национальных рынков, всемирного рынка, возвышение ведущих международных организаций и международных актов, основанных на гарантиях прав человека и др.

Проблемы «Концепции развития гражданского общества в Казахстане на 2006-2011 годы»

Развитие современного Казахстана как демократического, правового и социального государства зависит исключительно от предприимчивости граждан и дальнейшего развития гражданского общества. Именно для этой цели наш президент одобрил своим указом «Концепцию развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы». Согласно ей, в этот год развитие гражданского общества примет системный и необратимый характер. Однако, в тоже время, на уровне периферийных районов нашей страны заметен довольно низкий уровень правосознания граждан в отношении гражданского общества. А ведь именно это, могло бы повлиять на решение многих проблем внутри страны, в частности и проблемы с коррупцией.

Цель моей статьи, заключается в выявлении проблем гражданского общества на данной стадии развития нашей страны. А также выявление проблем вышеназванной концепции по отношению к периферийным регионам.

В своей статье, под периферийными регионами страны я имею ввиду большую часть регионов, которые входят в области и не являются промышленными, культурными или экономическими центрами. В них наблюдаются проблемы с развитием гражданского общества, население является довольно пассивным по отношению к общественным объединениям. И в этот список попадают множество регионов нашей страны, отдалённых от метрополии. И именно от развития институтов гражданского общества в этих регионах зависит уровень правосознания народа.

Также, рассмотрев проблемы, я выявил возможные пути решения, которые не входили в план мероприятии правительства, согласно вышеназванной концепции. Но они всё ещё могут быть эффективными для развития гражданского общества и совершенствования демократии в нашем государстве.

Гражданское общество - общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других, отображает многообразие частных интересов.

Граждане демократического государства пользуются правом индивидуальной свободы, но в то же время они вместе с другими государственными институтами разделяют ответственность за построение будущего.

Гражданское общество достигает высокого уровня развития только в условиях демократической политической системы, где отношения между властью и гражданским обществом строятся на основе публичного соглашения. Демократические процедуры в гражданском обществе основываются на публичном праве оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества.

Задача гражданского общества - быть посредником между индивидуумом и государством.

Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества.[1]

Также я считаю подходящим, отнести слова Гегеля к теме данной статьи:   «В наших современных государствах, граждане лишь в ограниченной мере принимают участие во всех общих государственных делах, однако необходимо предоставить нравственному человеку, кроме частной цели, ещё и всеобщую деятельность».[2, 233]

Демократическое гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое. Игнорирование этой закономерности проявляется в попытках посттоталитарных государств перейти к правовой государственности до создания гражданского общества. Однако подобный переход не может быть осуществлен в короткий срок, поскольку форсирование этого процесса ведет к разрушительным экономическим и социально-политическим последствиям.[3]

В развитых странах, а также ряде транзитных стран признается факт, что субъекты гражданского общества являются более гибкими структурами по сравнению с государственными органами. В результате нередко оказывается выгоднее передавать им средства в обмен на четкие, конкретные и конструктивные обязательства с их стороны, чем создавать дополнительные организации самому.[4]

Начавшиеся в конце 1980-х и начале 1990-х годов коренные реформы в экономической, социальной и политической сферах стимулировали создание общественных объединений для защиты прав и интересов различных социальных групп.

Одними из первых в Казахстане появились независимые профсоюзы, представлявшие интересы работников негосударственного сектора экономики. Активно институционализировались средства массовой информации, общественные и религиозные объединения, политические партии. Наиболее ярким проявлением гражданского самосознания явилось общественное движение «Невада - Семипалатинск», которое ставило своей задачей закрытие ядерных полигонов.

В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях», в 2002 году - Концепция государственной поддержки неправительственных организаций.

25 июля 2006 года президентом был подписан указ «О концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы», вместе с которым был утверждён план мероприятий по реализации этой концепции. Как мы видим, основным направлением развития гражданского общества, согласно этой концепции и её плану, была поддержка и развитие НПО (неправительственных организации) при помощи социальных заказов - форма реализации социальных программ, проектов, а также отдельных мероприятий, направленных на решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней, обеспеченных за счет бюджетных средств, посредством заключения договора на осуществление государственного социального заказа.[5]

В 2003 году во время проведения первого пилотного конкурса проектов НПО в Министерство культуры и информации Республики Казахстан поступило 120 заявок от 109 НПО, комиссией было признано победившими 20 проектов на общую сумму 10,7 млн. тенге. В 2006 году государством было выделено порядка 200 млн. тенге на реализацию социального заказа. В 2007 году конкурс социально значимых проектов проведен по 70 лотам на общую сумму 299 028 000 тенге, в котором приняли участие 154  НПО, представившие 392 заявок.[6]

Но всё же, в Казахстане существует проблема, к которой и обращена эта статья – она заключается в том, что большинство населения в районах пассивно, и абсолютно не проявляют желания участвовать в организации НПО, что конечно же сказывается на всём развитии гражданского общества.

Как мы видим, государство выделяет огромное количество бюджетных средств на развитие институтов гражданского общества. Но действительное развитее происходит только в больших городах, где засело большинство неправительственных организаций (НПО) нашей страны.

Так мы видим одну из проблем – большинство НПО располагаются и действуют только в крупных городах и важных регионах, что сказывается на слабом развитии гражданского общества в регионах страны. Некоторая часть населения в периферии не участвовало в становлении гражданского общества нашей страны и не проявляет никакой активности.

Причиной этому и одновременно другой проблемой является низкий уровень правосознания в периферийных регионах. Большинство населения просто не оповещены в достаточной мере про НПО или просто не обращает на них внимания, а ведь они – главный фактор существования таких институтов гражданского общества.

Ещё одной проблемой является отсутствие человеческих ресурсов у НПО. Большинство НПО создавались благодаря плану мероприятии государства для развития гражданского общества, но позже, интерес к НПО отпал среди самих работников, и это привел к тому, что большинство НПО сейчас существуют просто формально, и не имеют никаких возможностей участвовать в жизни общества, а существуют только в основном за счёт конференции и СМИ.

Всё это показывает, что методы правительства, используемые согласно плану мероприятий «Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы» не оправдали себя в большей части нашей страны.

И именно для этого следует разработать новую концепции на будущие годы, которая примет на себя новые пути развития гражданского общества, неучтённые в прошлой концепции, и приведшие к проблемам развития.

Считаю, что к этим путям, и способам решения существующих проблем можно отнести:

1. Используя СМИ и отдельно исполнительные органы и побуждая НПО, проводить бесплатные курсы для населения, по увеличению правовой грамотности. Это приведёт ко всеобщему развитию правового сознания в людях и укреплению гражданского общества.

2. Широкая агитация и реклама НПО и идей гражданского общества в СМИ. Правительство должно издавать социальные заказы для НПО, которые побуждали бы участвовать их в массовой агитации. Всё это приведёт к привлечению большего количества граждан в общественные объединения и НПО, что существенно скажется на развитии гражданского общества. Это увеличит роль общественных объединений в жизни общества и самих людей.

3. Стимулировать объединение усилии различных мелких НПО в единый план работы по установлению гражданского общества как в центральных, так и в периферийных регионах нашей страны.

Правительство может побудить НПО через социальные заказы и агитацию.

Это приведёт к образованию сильных общественных объединений, которые будут представлять интересы широких масс населения.

Все эти пути решения связанны со Средствами Массовой Информации, что является естественным, учитывая уровень их роли в жизни общества.

Выполнение этих решении приведёт к окончательному соединению населения и институтов гражданского общества, которые представляют НПО. В стране окончательно закрепится сильное гражданское общество, а следовательно будет большой шаг в развитии правового и демократического государства.

Развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества.

Доверие и уважение власти со стороны общества являются прочным фундаментом социального мира и согласия, политической стабильности и, следовательно, устойчивого развития нашей Родины.

Список литературы:

  1. Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. (online.prg.kz)
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. 1990.
  3. zakon.kz/205103-obshhestvennye-obedinenija-kak-institut.html
  4. Шоманов А.Ж. Морозов А.А. Потенциал институтов гражданского общества в обеспечении социальной стабильности в Казахстане//Аналитик.- 2003.- №5. стр. 37
  5. Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года № 36-III «О государственном социальном заказе»
  6. mk.gov.kz
  7. inform.kz/rus/article/2334033

Фамилия автора: Исламбеков А.С.

I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.

IV. Проблемы формирования правового государства в современной России.

III. Понятие и признаки правового государства.

II. Возникновение и развитие идеи правового государства.

I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.

Литература:

10. Коробов Г.А. Теория государства и права: Дискретный конспект. / Г.А. Коробов / Воронеж, 2001. – С.49-59.

11. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко / М. Проспект. – 2004. С.416-449.

Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию. Уже в трудах древнегреческих ученых, в частности в «Политике» Аристотеля и «Государстве» Платона, прослеживается зарождение идеи гражданского общества. Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Однако сам термин «гражданке общество» стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое. Но принципиального различия между обществом и государством не проводилось и в более позднее время. Разделить их было непросто, ведь государство есть форма организации общества. Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Вебер разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было. Категория «гражданское общество» обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля. По Гегелю гражданское общество — это, прежде всего, система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек - его роль, функции, положение. Однако, по мнению Гегеля, гражданское общество лишено гармонии и не способно ее достигнуть без руководства государства, представляющее го собой высшую форму нравственности. Представления о гражданском обществе как о системе связей равноправных людей через экономические, юридические и другие отношения получили развитие в трудах Маркса и Энгельса.

Немаловажное влияние на формирование и развитие идеи гражданского общества оказала религия. Ранние теоретики гражданского общества - граф Антони Шефтебери (ученик Локка), Адам Смит, Адам Ферпосон, Френсис Хатчесон - исходят в той или иной мере из представлений о врожденных человеческих чувствах благожелательности и взаимной симпатии, которые и гарантируют возможность мирной .и цивилизованной жизни.

В России формально понятие гражданского общества впервые определила Екатерина II «как союз всех членов общества, объединившихся на основе общих чувств и для взаимной помощи». Однако попытка ввести понятие гражданского общества «высочайшим повелением» имела весьма ограниченный успех, была чисто теоретической, поскольку не подкреплялась соответствующими изменениями в практике повседневной жизни, на фоне которой термин мог бы приобрести устойчивый смысл.

Понятием, адекватно отражающим концепцию гражданского общества в сфере российской культуры, является понятие «общественность». В русском языке у понятия «общественность» есть два основных значения: первое связано с абстрактным качеством общественной солидарности, а второе - с общественно активными группами людей. Термин «общественность» появляется в словаре литературных критиков и публицистов сороковых годов XIX века. Так, в российском контексте первым реальным элементом гражданского общества стала общественность как сфера открытых публичных дебатов и общественного мнения. Вторым ключевым элементом в практике гражданского общества стал опыт независимой организации социальной жизни, накопленный земствами, которые начали формироваться в России после реформы 1864 г.

Итак, к началу XX века «общественность» стали связывать с носителями критического общественного мнения и группами людей, выполнявших общественные обязанности или работавших на общие интересы за пределами или помимо сферы государственных служебных обязанностей.

Разумеется, в советской обществоведческой литературе категория гражданского общества была прочно «забыта». И лишь с конца 80-х годов в связи с активным обсуждением проблемы правового государства к этой проблеме вернулись вновь.

1. В экономической сфере развивается многообразие форм собственности, утверждается рыночный уклад, система частного предпринимательства.

2. Социальную базу гражданского общества сегодня составляет так называемый средний класс, куда входят научный, инженерно-технический и административно-управленческий персонал, профессиональные военнослужащие, фермеры, квалифицированные рабочие и т.д. Данные категории населения характеризуются высоким уровнем жизни, обеспечивая научный и технический прогресс, социально-экономическую и политическую стабильность общества. В современных развитых странах средний класс составляет до 70% всего населения.

3. В политической сфере идеи конституционализма воплощаются в общественную практику. Через институты парламентской демократии формируется представительное государство, происходит становление конституционного строя.

Государственный строй претерпевает принципиальные изменения. Из органа, возвышающегося над обществом, «машины» государство становится институтом общества, организация и деятельность которого имеет правовой характер. Формируется правовая система, снабженная эффективным механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Если всякое государство организовано как вертикальная система и представляет собой иерархию государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины, то гражданское общество представляет собой горизонтальную систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе, в том числе в самостоятельной добыче средств к существованию. Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.

Таким образом, гражданское общество есть совокупность независимых, преследующих свои цели индивидов, их объединений, а также складывающихся на этой основе политических, правовых, нравственных, религиозных и иных духовно-культурных и экономических отношений.

В указанном смысле гражданское общество может противостоять государству, автономно от него, хотя и связано с ним.

Структура гражданского общества.

Современное гражданское общество включает:

1. - сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей — семья, школа, корпорации, общественные объединения, религиозные, творческие, этнические и иные организации, а также учреждения здравоохранения, Разнообразные виды коммуникаций, собственность, все системы жизнеобеспечения как общества, так и отдельной личности;

2. - сферу предпринимательства, свободный труд, частную жизнь людей, их деятельность, а также складывающиеся на этой почве политические, экономические, духовные, нравственные, правовые и иные связи и отношения;

3. - социальные регуляторы поведения и деятельности людей — право, мораль, обычаи, традиции, нравы, а также соответствующие им учреждения и институты;

4. - автономную от государства и защищенную законом от его вмешательства систему местного самоуправления с присущими ей институтами и структурами.

Главным действующим лицом гражданского общества выступает человеческая личность с комплексом присущих ей личных (гражданских), политических, социально-экономических прав и свобод, гарантиями их обеспечения. Кроме того, это экономически свободная личность, обладающая собственностью, фактическими возможностями для реализации своего потенциала.

Не государство, таким образом, формирует гражданское общество, а взаимодействующие между собой индивиды, наделенные правами и преследующие свои цели. Но гражданское общество «не свободно» от государства, между ними существуют сложные формы взаимосвязей. Так, при подготовке Конституции РФ 1993 г. основного закона государства, предлагалось включить в нее раздел «Гражданское общество», что означало бы подчинение только начавших складываться новых общественных отношений заранее установленной схеме (как это произошло с констатацией категории «правовое государство»). Свобода не привносится в общество по мановению волшебной палочки. Она во многом предопределена уровнем развития производительных сил, традициями, общим уровнем культуры населения. Поэтому для создания гражданского общества в нашей стране требуются многие годы развития общественных саморегулирующихся систем и созревания действительно автономной, свободной личности как его «души».

Источники:
mosadvokat.org, articlekz.com, studopedia.net

Следующие статьи:


Как составить заявление о разводе

Узнай, как правильно пишутся заявления о расторжении брака. Несколько правил, соблюдая которые заявление будет грамотным. Читать далее