Качественный шаблон будет не лишним в разрешении задач при сочинении официального обращения. Это поможет сэкономить на оплате адвоката. Прежде чем подгонять пример, конечно рекомендуем качественно проверить изложенные в нем пункты статей закона. В настоящем они вполне могут утратить силу. Лишние средства для каждого приятны.
Как известно, закон об авторском праве никто не отменял, но чаще всего, в особенности на территории Российской Федерации, его не соблюдают. Сам закон в достаточной степени является старым, его создавали до того времени, как появилась всемирная сеть интернет и прямые нормы, которые служат сегодня для регулирования авторского права.
Но в интернете нет таких норм, которые бы все это регулировали. Во всех статьях, можно прочитать про программы и базы данных, которые находятся под защитой автора, создавшего собственный информационный продукт.
Каждая отдельная статья говорит о том, что любое копирование материала – это уже нарушение закона со стороны пользователя. К тому, по закону нельзя без согласия скопировать файл из интернета, независимо даже от того, будет владельцу идти прибыль или же нет. Все нарушения всегда преследуются по закону.
Мортал Комбат 9 на PC – это игра, которая скоро выйдет в мир и будет доступна для скачки в сети интернет совершенно бесплатно. Как видно, и здесь права автора будут нарушены, с этим пока что невозможно ничего поделать.
Весь ответ заключается в халяве, к которой привык русский народ. Есть мнение, что все то, что невозможно пощупать, является бесплатным. Возможно, пусть стоимость будет составлять 1-2 доллара, но никак не больше этого. Те люди, которые просят какие-то деньги, за собственное произведение искусство – это настоящие обманщики.
Но не стоит забывать, что бесплатно почти ничего не может быть. Любая подписка на новости, реклама, оказание других услуг, подразумевает под собой оплату за проделанную работу, и спорить с этим не приходится.
Большинство людей попадаются на обман, платят денежные средства с собственного кармана, отправляют смс, чтобы скачать музыку, посмотреть фильм в режиме онлайн, но этого лучше не делать, так как все равно от пиратства, таким образом, себя не оградишь.
Стоимость визы в Китай
Большинство людей, в какой- то мере являются авторами. Кто-то сочиняет музыку или пишет стихи, кто-то делает фотографии, кто-то создаёт научные труды или пишет различные статьи в журналы. В мире современных технологий, развития информационных структур всё большее количество произведений создается в цифровой форме.
Публикуя свои произведения в глобальной сети Интернет, большинство не задумывается о защите своих прав на них, ведь за счёт легкой доступности выложенных в Интернете материалов существует вероятность их копирования и дальнейшее незаконное использование авторского труда другими людьми.
Законодательство Российской Федерации не регулирует процедуру регистрации авторских прав. Исключение существует только для программ электронно-вычислительной техники и баз данных, которые регистрируются в федеральной службе – Роспатент. В гражданском кодексе, в статье 1259, пункте втором говорится о том, что для защиты авторских прав не требуется специальная регистрация.
На практике многие авторы довольно часто сталкиваются с тем, что необходимо обеспечить доказательства прав на предметы интеллектуальной собственности для того, чтобы перестраховаться от непризнания или потери прав автора. Методов для того чтобы обеспечить себе доказательства авторских прав, существует несколько.
Наибольшую популярность получили, такие методы, как депонирование произведений в авторских обществах или юридических компаниях, удостоверение нотариусом дат и времени произведения, использование различных сервисов Интернета или отправка произведения по почте в свой адрес. Стоит это не дороже, чем стоимость виды в Китай: цена китайской визы много больше.
Таким образом, если вы планируете создать «шедевр», который в дальнейшем будет нуждаться в защите авторских прав, необходимо предварительно позаботиться о доказательствах своих прав на его авторство.
Юридическая информация
Авторское право на RealMusic.ru
Интернет-сайт RealMusic.ru обслуживается компанией «ИКС-Медиа» и предоставляет пользователям сайта телематическую услугу хостинга для размещения фонограмм. Услуга предоставляется на основании лицензии Федеральной Службы по надзору в сфере связи за номером 88424 от 24.10.2011г. на телематические услуги связи, а также в соответствии с договором публичной оферты.
В период с 24.06.2011 по 24.10.2011гг. услуга хостинга для размещения фонограмм предоставлялась на основании лицензии Федеральной Службы по надзору в сфере связи за номером 44901 от 24.10.2006г. на телематические услуги связи.
В соответствии с вышесказанным:
— компания «ИКС-Медиа» не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные на сайт RealMusic.ru фонограммы, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя.
— компания «ИКС-Медиа» понимает, что пользователями может быть осуществлена загрузка на сайт RealMusic.ru фонограмм с нарушением законодательства об авторском праве, однако компания не в состоянии производить предварительный (и текущий) контроль всего загруженного материала. Тем не менее, компания «ИКС-Медиа» обязуется удалять с сайта RealMusic.ru любые фонограммы, по которым поступят претензии законных обладателей исключительных прав, и в определенных Законом случаях раскрывать информацию о пользователе осуществившем такую незаконную загрузку.
— пользователь за загружаемые им фонограммы принимает на себя всю полноту ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
— пользователь обязуется не загружать фонограммы без согласия всех законных обладателей исключительных имущественных прав на нее.
— пользователь, загрузивший фонограмму на сайт RealMusic.ru отказывается от права требовать какого-либо возмещения или вознаграждения от компании «ИКС-Медиа».
www.realmusic.ru/info. Компания «ИКС-Медиа» обязуется реагировать на претензии в течение 72 часов.
Авторы, музыканты, исполнители, использующие услуги сайта RealMusic.ru, могут ознакомиться с ответами на многие вопросы по авторскому и смежным правам:
Авторское право и смежные права — это комплекс имущественных, личных неимущественных и иных прав, в отношении определенных результатов интеллектуальной деятельности, которые подлежат государственной защите в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.
Авторское право распространяется на произведения (стихи, музыка и иные произведения) созданные автором.
Смежные права распространяются на исполнение произведения созданное исполнителем, в том числе на созданную фонограмму.
Автор — это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автору изначально принадлежит исключительное право на созданное произведения (за исключением служебных произведений).
Не признаются авторами граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
Исполнитель — это лицо, творческим трудом которого создано исполнение (актер, музыкант, певец и т.д.). Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии — членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Если совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.
Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков, либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.
Правообладатель — это юридическое или физическое лицо, которое владеет исключительным правом на произведение, исполнение, фонограмму. Исключительное право у правообладателя может возникнуть в силу создания произведения (как, например, у автора), исполнения (актер, музыкант и т.п.), фонограммы (лицо записавшее фонограмму), а также в силу передачи исключительного права по договору или в силу закона (служебное произведение, наследство, правопреемство и т.п.).
Авторское право и смежные права возникают в силу создания произведения, исполнения, фонограммы и не подлежат регистрации.
Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
— латинской буквы «C» в окружности;
— имени или наименования правообладателя;
— года первого опубликования произведения.
Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.
Любое использование произведения, исполнения, фонограммы, за исключением использования в личных целях, может осуществляться только с согласия правообладателей авторских и смежных прав. То есть вы можете сделать самостоятельную запись только для личного (домашнего) использования.
— произведения, созданные на основе другого произведения (ремикс);
В данном случае вы вправе использовать приобретенную (скачанную) музыку только для использования в личных целях. Любое иное ее использование, в том числе путем выкладывания файлов с музыкой в сети Интернет, будет являться нарушением прав правообладателей.
Права на произведения, исполнения, фонограммы могут передаваться двумя способами.
1. Договор отчуждения исключительного права (всех прав на использование произведения, исполнения, фонограммы);
2. Договор предоставления права на использование произведения определенными способами в определенном пределе. Данный вид договора подразделяется на 2 вида:
а) предоставление права использования произведения, исполнения, фонограммы с сохранением за Правообладателем права выдачи лицензий другим лицам (простая неисключительная лицензия);
б) предоставление права использования произведения, исполнения, фонограммы без сохранения за Правообладателем права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
Авторское право
На этой странице:
ПРИМЕЧАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ЯЗЫКОВЫХ ВЕРСИЙ: Вы можете быть перенаправлены на английскую версию, если страница, которую вы ищите, еще не готова на русском языке. Чтобы выбрать другой язык, воспользуйтесь раскрывающимся меню языков. Мы просим прощения за любые неудобства; просим набраться терпения, поскольку мы прилагаем все усилия, чтобы расширить наличие материалов на других языках.
Что такое авторское право?
Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право охватывает целый диапазон произведений - от книг, музыки, картин, скульптуры и фильмов до компьютерных программ, баз данных, рекламы, карт и технических чертежей.
Произведения, охватываемые авторским правом, включают, помимо прочего:
Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества. В большинстве случаев авторское право не охраняет имена.
§ 1. Право на результаты творческой деятельности
Гражданский кодекс РФ, в числе объектов гражданских прав, упоминает и так называемую интеллектуальную собственность, т. е. исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или услуг и т. п.
Следует иметь в виду, что термин «интеллектуальная собственность» достаточно условен и имеет мало общего с правом собственности. Такое наименование возникло после того, как король Франции назвал Бомарше собственником его произведения «Фигаро». Однако, как скоро выяснилось, применение правил права собственности ни к чему хорошему не привело, а, наоборот, поставило такого «собственника» в неприятное положение.
Дело в том, что объектом отношений «интеллектуальной собственности» являются не какие-либо вещи (книга, магнитофонная лента и т. д.), а некие нематериальные образы, идеи. Почему же термин «интеллектуальная собственность» условен?
1. Невозможно физически обладать идеями, образами, можно лишь обладать материальным носителем (бумага, на которой написан текст, магнитофонная лента).
2. Нельзя также говорить и о классическом правомочии пользования, так как идеи могут одновременно находиться в пользовании бесконечного круга лиц.
3. Идеи, образы не потребляются, не амортизируются в физическом смысле.
4. Для вещи обязательно свойственно местонахождение, в то время как идеям, образам открыты все границы.
5. Информации присущ особый порядок распространения: появление ее в новом месте не означает ее утрату у прежнего обла-
502 Глава X. Авторское право
дателя. Поэтому к идеям неприменимы правила о купле-продаже вещи и т. п.
Следовательно, применительно к результатам творческой деятельности более корректно говорить о категории исключительных прав, т. е. таких субъективных прав абсолютного характера, которые позволяют их носителям и только им совершать различные действия по использованию результатов творчества. Главное правомочие здесь – это правомочие по запуску произведения в оборот, благодаря которому информация становится доступной для неопределенного круга лиц.
Вообще, под творческой деятельностью понимается интеллектуальная деятельность, имеющая своим результатом создание принципиально новой информации, идеи. Другими словами, эта деятельность обладает внутренне присущими ей продуцирующими свойствами. Ее нужно отличать от выявления уже существующих в природе закономерностей, связей, объектов. Такой деятельности, конечно, тоже не чужд элемент творчества, однако, строго говоря, речь идет не о создании чего-то нового, а о поиске и открытии уже существующего. Открытая закономерность объективно не поддается монополизации, поэтому открытия не являются объектами правовой охраны результатов творческой деятельности.
Законодатель исходит из необходимости признания за кем-либо исключительных прав на результат творческой деятельности. В зависимости от вида объекта исключительных прав (изобретение, литературное произведение и т. д.) выработано два способа закрепления таких прав за определенным лицом:
1) для некоторых объектов (например, для изобретения) важен прежде всего принцип, основная идея, суть результата, т. е. то, что называется содержанием. Поэтому для того, чтобы признать лицо изобретателем, для защиты его изобретения от плагиата, незаконного использования необходимо официальное признание компетентного органа, что выражается в регистрации. Такая охрана называется патентной.
2) для других произведений прежде всего важна форма (музыкальное, литературное произведение), поэтому для получения защиты государства автору не нужна специальная регистрация, акт признания авторства государством, а достаточно самого факта выхода произведения в свет. Этот порядок называется авторско-правовой защитой.
§ 2. Объекты авторского права. 503
§ 2. Объекты авторского права
Авторское право – это совокупность норм права, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.
Объектами авторского права являются: произведения науки, искусства, литературы, каждое из которых для того, чтобы получить защиту авторского права, должно удовлетворять двум требованиям.
1. Такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, т. е. интеллектуальной деятельности, направленной на создание нового. Новизна произведения, являющегося объектом авторского права, относится прежде всего к теме, идее, содержанию, форме. Однако сами по себе идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции не защищаются с помощью авторского права. Дело в том, что авторское право в большей мере имеет дело с формой произведения, так как темы, идеи, образы с трудом поддаются идентификации. Авторское право пресекает лишь наиболее откровенные формы плагиата. Ввиду отсутствия признака новизны не обладают авторско-правовой защитой перепечатка рукописи, телефонный справочник и т. п.
Творческая деятельность может протекать в двух формах:
а) создание принципиально нового произведения (например, написание абсолютно оригинальной книги, музыкального произведения и т. д.);
б) переложение, переработка уже существующего произведения (творческий перевод, обработка, аннотация, реферат, обзор, инсценировка, создание составных произведений (сборников), где результатом творческого труда являются подбор и расположение материала. Главное – переработка существующего произведения должна быть творческой, т. е. обладать признаком новизны.
2. Произведение науки, искусства, литературы для того, чтобы получить авторско-правовую охрану, должно иметь объективное выражение, существовать в объективной форме, т. е. в форме рукописи, машинописи, нотной записи, звуко- или видеозаписи, изображения или должно быть публично исполнено (объективная устная форма) и др. Объективная форма выражения всегда связи-
504 Глава X. Авторское право
вается с возможностью воспроизведения, тиражирования произведения без участия автора.
Для признания объектом авторского права произведение не обязательно должно быть законченным. Обладают авторско-правовой охраной эскизы, планы, отрывки произведений и т. п.
Конкретными объектами авторского права являются литературные, драматические, хореографические, музыкальные произведения, пантомимы, кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, другие кино-, телепроизведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, программы для ЭВМ, фотографические произведения, географические карты, планы и другие произведения.
Не являются объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения и др.), государственные символы и знаки, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
§ 3. Субъекты авторского права
Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в РФ в случае, если его произведение выпущено в свет на территории РФ либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.
Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим харак-
§ 4 Права авторов 505
тером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).
Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга. Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.
Нераздельное соавторство – это ситуация, когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом (например, плакаты Кукрыниксов).
Субъектами авторских прав признаются также и правопреемники авторов. Это лица, к которым переходят отдельные правомочия автора по наследству, по закону, по договору с автором. Правопреемниками автора могут быть:
1) физические лица, получившие права автора по наследству. Не переходят по наследству права авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники лишь вправе осуществлять защиту указанных прав;
2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:
в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;
в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;
3) государство становится субъектом авторского права в случае, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом, когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.
§ 4. Права авторов
Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и
Автор в связи с созданием произведения приобретает для себя ряд конкретных прав, которые можно разделить на личные неимущественные и имущественные права.
Личные неимущественные права неотделимы от личности автора. К их числу относятся:
1) право авторства, т. е. право признаваться автором произведения, требовать ссылки на автора при его использовании;
2) право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;
3) право на обнародование произведения, т. е. совершение с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение и т. п.);
4) право на неприкосновенность произведения, которое означает запрет внесения изменений в само произведение, его название, в обозначение имени автора без его согласия при любом способе его использования; особо подчеркивается недопустимость искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.
К числу имущественных прав (прав на использование произведения) относятся следующие.
1. Право на воспроизведение, т. е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, осуществляется только на основе договора, заключаемого с автором.
Из этого правила законом предусмотрен ряд исключений.
а) цитирование с указанием на автора и источник заимствования допускается в научных, критических, полемических и других целях в объеме, оправданном целью цитирования;
б) воспроизведение в средствах массовой информации статей по текущим экономическим, политическим, социальным, религиозным вопросам;
в) воспроизведение в средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и др.;
§ 4. Права авторов 507
г) репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками и архивами для восстановления утраченных экземпляров;
д) репродуцирование образовательными учреждениями для аудиторных занятий;
е) исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, похорон;
ж) допускается без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения воспроизведение предмета авторского права в личных целях.
2. Право распространять экземпляры произведения любым способом (продавать, сдавать в прокат и т. д.).
3. Право на публичное исполнение произведения.
4. Право на передачу в эфир.
5. Право на перевод.
6. Право на переработку (аранжировку, обработку и т. п.).
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора эти права защищаются его наследниками, специально уполномоченным органом Российской Федерации или лицом, на которое специально укажет автор.
По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Такие произведения могут использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения с соблюдением прав авторства, права на имя и защиту репутации автора.
Авторский договор. Существует два вида авторских договоров.
1. Авторский договор о передаче имущественных прав. Дело в том, что за редким исключением имущественные права автора могут передаваться только по авторскому договору. Договоры о передаче имущественных прав по содержанию делятся на:
а) авторский договор о передаче исключительных прав, разрешающий использование произведения только тому лицу, которому эти права определенным способом передаются, и дает такому лицу право запрещать использование произведения другими лицами;
б) авторский договор о передаче неисключительных прав, разрешающий использование произведения наравне с другими лицами.
508 Глава X. Авторское право
Данным договором определяются способ использования, срок, территория использования, размер вознаграждения и др. Правительством РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения.
2. Авторский договор заказа. По договору авторского заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Однако творческий процесс зачастую не зависит от желания и усилий автора, он может приложить все усилия и тем не менее не исполнить условия договора заказа. Поэтому, если автор не представил заказанное произведение заказчику, он обязан возместить ему лишь реальный ущерб. Если же условия договора нарушаются заказчиком, автор, кроме того, может претендовать и на возмещение упущенной выгоды.
Авторские права
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Задачи и принципы, субъекты и объекты авторского права. Реализация авторских прав путем заключения договоров. Отдельные авторские правомочия. Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. Защита авторских и смежных прав.
дипломная работа [103,8 K], добавлен 19.03.2011
Общая характеристика исключительных прав. Становление авторского права в России, его субъекты и объекты. Неимущественные и имущественные авторские права, срок их охраны. Регистрация авторских прав, патентное право. Товарный знак и знак обслуживания.
курсовая работа [579,9 K], добавлен 19.01.2011
Авторское право. Задачи и принципы авторского права. Объекты и субъекты авторского права. Авторские договоры. Защита и охрана авторских прав в России и за рубежом. Патентное право. Принципы патентного права. Оформление патентных прав.
дипломная работа [54,7 K], добавлен 01.06.2003
Понятие авторского права, его цели, задачи, объекты и субъекты. Основные нормативно-правовые источники авторского права. Возникновение и осуществление авторских прав. Пределы осуществления авторских прав. Истечение срока действия авторского права.
реферат [39,7 K], добавлен 16.10.2011
Особенности наследования прав на результаты интеллектуальной деятельности. Авторские права в системе объектов наследственного права. Наследуемые имущественные права и обязанности обладателей авторского права. Порядок наследования авторских прав.
дипломная работа [66,4 K], добавлен 27.08.2012
Понятие и источники авторского права, задачи и принципы. Традиционное разделение авторских прав на две группы. Блок прав на произведение как на имущество особого рода и на личные неимущественные права (связана с личностью автора и не отчуждается).
контрольная работа [23,7 K], добавлен 30.04.2009
Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.
курсовая работа [82,0 K], добавлен 12.07.2012
Понятие, правовая природа авторских и смежных прав. Личные неимущественные и неимущественные права авторов. Виды смежных прав и их характеристика. Виды нарушения авторских и смежных прав, способы защиты и ответственность за них согласно законодательству.
дипломная работа [215,1 K], добавлен 17.11.2010
Институт авторского права, его основные компоненты и проблематика. Особенности исключительных прав. Субъекты авторских прав в современной России. Защита имущественных и личных неимущественных прав авторов. Права третьих лиц на объекты авторского права.
дипломная работа [180,2 K], добавлен 24.11.2014
Специфика правового регулирования музыкальной индустрии и проблемные аспекты реализации авторских и смежных прав. Процедура оформления авторских и смежных прав на музыкальное произведение. Способы защиты прав авторов и обладателей исключительных прав.
дипломная работа [67,4 K], добавлен 06.07.2013
Авторское право
Понятие авторского права
Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав.
Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере авторского права, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5351-1 в редакции Федерального закона от 16 июня 1995 г. № 110-ФЗ40, а также Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»41, Закон РСФСР «О средствах массовой информации» 1991 г.42, Закон Российской Федерации «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» 1995 г.43 и др. Важное значение в числе источников авторского права имеют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти. Так, постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» установлены минимальные размеры вознаграждения, которые должны быть уплачены авторам за их произведения44.
Объекты авторских прав
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.
ЗоАП не дает определения произведения, но называет его виды. К ним относятся:
литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения45. Можно выделить два элемента произведения - нематериальный (совокупность идей, мыслей, образов) и вещественный (форма его выражения - рукопись, рисунок, скульптура и т.д.) элементы.
Особыми объектами авторских прав являются программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые в соответствии со специальным законом.
Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Правовая охрана распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
Под базой данных понимают объективную форму представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Предоставляемая настоящим Законом правовая охрана распространяется на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам. При этом программа для ЭВМ и база данных должна представлять собой результат творческой деятельности автора (соавторов). Правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования.
Авторское право распространяется не только на обнародованные, но и необнародованные произведения, которые существуют в какой-либо объективной форме. П. 2 ст. 6 ЗоАП называет некоторые из таких форм:
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
звуко- и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- и фотокадр и т.д.);
объемно-пространственный (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).
При этом авторское право не связано с правом собственности на вещественный объект, в котором выражено произведение. Купив книгу, покупатель не приобретает прав на использование произведения, выраженного в этой книге: он не сможет опубликовать ее, распространять ее экземпляры и т.д. Поскольку действие ЗоАП не распространяется на охрану идей, методов, концепций и т.п. можно сказать что, авторское право фактически охраняет форму произведения, а не его содержание.
Части произведений, в том числе и их названия также охраняются авторским правом при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно. В противном случае на часть произведения или его название не распространяется действие авторских прав.
Так, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название «Энциклопедия для детей и юношества».
Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием «Энциклопедия для детей».
Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям. Согласно статье 6 ЗоАП к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания «Энциклопедия для детей» очевидна .
Ст. 8 ЗоАП определяет перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. К ним относятся:
официальные документы;
государственные символы и знаки;
произведения народного творчества;
сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.
Например, авторское право не охраняет информацию о номерах телефонов в телефонных справочниках, но охраняет форму, в которой эта информация выражена.
Возникновение и осуществление авторских прав. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется выполнение каких-либо формальностей, в том числе регистрации объектов и прав на них. Факультативная регистрация государственным органом - Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам - производится в отношении программ для ЭВМ и баз данных.
Для того, чтобы проинформировать читателей и других пользователей об авторских правах, обладатель исключительных авторских прав может проставлять знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы С в окружности;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
Субъектами авторского права. являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно положениям ЗоАП, а также с учетом норм ГК РФ - это могут быть граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также государство в целом. Права на произведения для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами - создание произведения, переход авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.
Субъектами авторского права являются прежде всего авторы произведений, то есть лица творческим трудом которых данное произведение создано (ст. 5 ЗоАП), а также создатели производных (зависимых) произведений, таких как переводы, переработки, аранжировки и т.д. Для последующего использования производных произведений необходимо получить согласие как автора оригинального произведения, так и автора переработки, перевода.
Произведения могут быть созданы совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство). Авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое. Если в произведение можно выделить части, созданные творческим трудом каждого из соавторов, то это делимое соавторство (например, музыка и слова песни, отдельные главы учебника). В неделимом соавторстве такие части выделить нельзя, например, произведения братьев Гримм, Ильфа и Петрова.
Автором произведения может быть работник, который создал его при выполнении служебных функций или служебного задания. В связи с этим между работником и работодателем должен быть заключен трудовой, а не гражданско-правовой договор. В то же время на практике иногда один договор подменяют другим. В связи с этим ч. 3 ст.11 ТК РФ предусматривает, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.
Другими субъектами авторских прав являются лица, получившие права на произведение в силу закона или по договору. Так, например, авторские права переходят наследникам после смерти автора. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. В настоящее время такого органа в России нет.
Кроме того, авторские права могут переходить по договорам физическим и юридическим лицам.
Содержание авторских прав. В соответствии со ст. 15 и 16 ЗоАП автору в отношении его произведения принадлежат имущественные и неимущественные авторские права.
К личным неимущественным правам относятся:
право авторства;
право на имя;
право на обнародование, включая право на отзыв;
право на защиту репутации автора.
Право авторства - это право признаваться автором произведения, нарушение которого довольно часто имеет место на практике.
Право на имя - право использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно. При использовании произведения анонимно автор приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через представителя, в качестве которого выступает, как правило, издатель.
Право на защиту репутации автора - право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Так, незаконная переработка произведения сопровождается незаконным использованием переработанного произведения, а также нарушением права на неприкосновенность произведения.
Важным личным правомочием автора является право на обнародование - обеспечение доступа к произведению третьих лиц. Это право не может переходить по договору. Автор реализует свое право на обнародование произведения при заключении договора о первом использовании не обнародованного произведения или при передаче его работодателю.
Право на обнародование произведения включает в себя право на его отзыв. в соответствии с которым автор имеет право отказаться от ранее принятого решения обнародовать данное произведение. При этом особо отмечается, что автор может осуществить свое право при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду (п. 2 ст. 15 ЗоАП).
Следующая группа прав - имущественные права. режим которых регламентирован ст. 16 ЗоАП. В п. 1 ст. 16 закреплено исключительное право автора на использование созданного им произведения, в том числе, право:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Автор наделен особыми правами в отношении произведений изобразительного искусства. К ним относятся право доступа и право следования. В соответствии со ст. 17 ЗоАП автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (право доступа ). При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. В некоторых странах право доступа относится не только к произведениям изобразительного искусства, но и к другим объектам авторского права, которые существуют в единственном экземпляре, например, рукопись произведения. Право следования состоит в том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и так далее) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20 процентов, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5 процентов от перепродажной цены).
Пределы осуществления авторских прав. По общему правилу использование произведения допускается только с согласия автора, но в интересах общества для обеспечения доступа к знаниям и распространения информации Закон устанавливает случаи свободного использования произведений (без согласия автора) (ст.ст. 18 - 26). Одним из видов свободного использования является воспроизведение произведения для судебных целей (ст. 23), когда для целей судебного производства произведение может быть воспроизведено, показано, исполнено и т.д. Эта норма относится как к обнародованным, так и не к обнародованным произведениям. Причем, когда произведение не было обнародовано, и не было получено согласие автора на совершение такого действия, судами проводится закрытые заседания.
Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
цитирование в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
В соответствии со ст. 20 ЗоАП допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены, утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров, произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;
отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;
и т.д.
Во всех других случаях осуществление действий, указанных в ст. 16 ЗоАП без согласия правообладателя, является нарушением авторских прав и подлежащих защите. Например, лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.
Срок действия авторских прав. Исключительные авторские права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Исключение составляют право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, которые охраняются бессрочно.
Охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Исчисление сроков охраны авторских прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока (например, год опубликования произведения или год смерти автора).
§ 4. Авторские права и срок их действия
1. Понятие и виды личных неимущественных прав автора
По своему экономическому созданию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:
право авторства;
право на имя;
право на обнародование произведения, включая право на отзыв;
право на защиту своей репутации.
Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.
Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т. е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.
Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т. е. вымышленное имя.
Гражданский кодекс не упоминает о возможности анонимного приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей. Однако из этого не следует, что положения ЗоАП об анонимном использовании произведений противоречат ГК и не должны применяться. Дело в том, что анонимное произведение воспринимается публикой. Автор же по-прежнему приобретает права и обязанности под своим подлинным именем, но через своего представителя, каковым является издатель.
При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, например Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Право на имя тесно связано с правом авторства. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снабжая произведение при опубликовании своим именем или псевдонимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот).
Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и желания автора, может осуществляться путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Право на обнародование не абсолютно. Оно предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Подобный отказ именуется правом на отзыв. Реализация автором своего права на отзыв может нанести ущерб интересам пользователя произведения. Поэтому осуществление права на отзыв допускается лишь при условии возмещения пользователю всех причиненных решением автора убытков, включая упущенную выгоду.
Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.
Отозванное автором произведение считается не обнародованным. Что это дает автору? Право на отзыв позволяет автору в некоторых случаях избежать неблагоприятных последствий обнародования произведения, поскольку обнародованные произведения в случаях, предусматриваемых ст. 17-26 ЗоАП, могут в определенных рамках свободно использоваться третьими лицами, в том числе без выплаты авторского вознаграждения.
Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого искажения произведения.
Вместе с тем абз. 5 п. 1 ст. 15 ЗоАП говорит о защите произведения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. То есть "всякое искажение" произведения - это всегда одна из форм посягательства на него. Автор вправе протестовать против него независимо от связи искажений с его честью и достоинством. Напротив, иное посягательство недопустимо, лишь если оно наносит ущерб чести и достоинству автора. Иной подход был бы нелогичен, так как трудно вообразить, чтобы автор получал возможность протестовать, к примеру, против снабжения литературного произведения иллюстрациями помимо его воли (т. е. фактически против искажения произведения). Тем более что иллюстрации могут быть выполнены на высоком профессиональном уровне и, по мнению читателей, украшать произведение.
Но посягательства могут выражаться в некорректной оценке произведения, приписках его автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. Вспомним непрекращающиеся домыслы об истории создания М. А. Шолоховым романа "Тихий Дон". Формула "иные посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора" может распространяться также на случаи недозволенного использования имени автора в рекламно-коммерческих целях.
Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству. Однако ст. 29 ЗоАП дает наследникам право осуществлять защиту этого права (наравне с правом авторства и правом на имя). Кажущийся парадокс объясняется просто: нельзя приобрести в порядке наследственного преемства неотделимое от личности автора право с последующей его передачей своим наследникам, но можно защищать нарушаемое кем-либо личное неимущественное право покойного автора. Именно такое право на осуществление защиты (а не право на защиту) закон предоставляет наследникам автора.
Естественно, защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации. В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Примером подобной защиты может служить иск вдовы известного целителя и автора оригинальных трудов В. В. Караваева к одному из предприятий Подмосковья, в нарушение ряда правовых норм наводнивших рынок (под рефрен энергичной рекламы) "бальзамами Караваева". Не обладая всей необходимой технологией производства бальзамов, разработанных фондом им. В. В. Караваева, предприятие-производитель своей деятельностью дискредитировало авторскую репутацию ученого.
2. Понятие и виды имущественных прав автора
Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя - на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права называются имущественными потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Одно лишь обнародование произведения таких выгод не порождает.
Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Запись произведений, т. е. фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств (магнитной пленки, ленты, кассеты) приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в память ЭВМ.
Право на распространение реализуется различными способами, прежде всего путем продажи экземпляров литературных произведений, сдачи в прокат аудиовизуальных произведений и т д. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
Право на импорт выражается в возможности импортировать, т. е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.
Право на публичный показ - это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (картинная галерея и т. п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются, прежде всего, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения.
Право на публичное исполнение также является средством выражения одного из способов как обнародования, так и использования произведения. Подобно публичному показу произведения, его публичное исполнение предполагает звуковое исполнение музыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.
Право на передачу в эфир означает любую возможность сообщения произведения (включая его показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Разновидностью передачи в эфир является передача произведения в эфир через спутник, т. е. любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы. В рамках так называемого спутникового телевидения передачей в эфир признается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения фактический прием данного произведения публикой с помощью собственных радио- или телевизионных принимающих устройств.
Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщить (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т. е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.
Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего сведения путем передачи в эфир, а также сообщение по кабелю лишь тогда служат формами использования произведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном случае речь может идти лишь о формах обнародования произведения.
Право на перевод - одно из важнейших имущественных прав автора, впервые введенных в отечественное авторское право после вступления нашей страны во Всемирную конвенцию об авторском праве с 27 мая 1973 г. Пользуясь данным правом, автор литературного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам).
Право на переработку дает автору возможность контролировать любую переделку, аранжировку или иную переработку произведения, например создание из повествовательного произведения драматического или наоборот.
Право на перевод и обработку иногда именуется обобщенно правом на изменение формы произведения.
3. Права авторов дизайнерских и тому подобных проектов
Исключительные права на отдельные произведения дополняются некоторыми другими правомочиями. Так, автор дизайнерско-го (т. е. художественно-конструкторского), градостроительного или садово-паркового проекта вправе осуществлять его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта по общему правилу имеет право требовать от заказчика предоставления ему возможности участия в реализации своего проекта как при разработке документации для строительства, так и при самом строительстве здания или сооружения.
В перечне имущественных прав авторов не выделено право на вознаграждение (авторский гонорар). И это не случайно, так как авторское вознаграждение всегда (кроме случаев победы на конкурсе) выплачивается в рамках договоров об использовании произведений. Договором между работодателем и автором определяется также выплата авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Поэтому размер, порядок исчисления и выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения определяется не в законе (как это было прежде), а в авторском или ином договоре, заключаемом в установленном порядке.
Вместе с тем во избежание необоснованного ущемления прав авторов постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 2181 по согласованию с творческими союзами утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и тому подобных произведений, воспроизведение произведений путем звукозаписи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, Законом РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями и дополнениями), а также принятой на его основе 29 июня 1995 г. Инструкцией Государственной налоговой службы РФ № 35 по применению данного Закона установлен порядок и размер налогообложения авторского вознаграждения за издание, исполнение или иное использование произведения науки, литературы и искусства, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Завершая обзор имущественных прав, следует сказать, что если экземпляры произведения (например, книги) введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
4, Условия ограничения исключительных авторских прав
Обнародование произведения всегда является событием в жизни любого автора. Обычно вслед за ним наступает договорное использование произведения, влекущее (помимо популярности и славы) денежное вознаграждение.
Однако обнародование сопряжено и с другими, хотя и полезными для третьих лиц и общества в целом, но, с точки зрения некоторых авторов, негативными для них последствиями. Имеются в виду определенные ограничения исключительных прав, устанавливаемые ст. 17-26 ЗоАП.
Речь идет о допущении свободного, т. е. без согласия автора, использования его произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения. Возможны различные основания подобного использования при условии, что оно не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. В определенной мере данные ограничения затрагивают и исключительные права работодателей на служебные произведения. Отличие состоит лишь в том, что работодатели получают (или не получают) не авторское вознаграждение, а компенсацию за бездоговорное использование служебных произведений.
Существенным ограничениям подвергаются исключительные права автора произведения изобразительного искусства, перешедшего к третьему лицу ("собственнику"). У автора сохраняется лишь право на воспроизведение произведения (в форме права доступа), а также право на вознаграждение в случаях публичной перепродажи произведения, именуемое правом следования
Право доступа выражается в праве автора произведения требовать от его "собственника" предоставления возможности воспроизведения своего произведения, главным образом путем снятия авторской копии. При этом от "собственника" нельзя требовать доставки произведения автору.
Право следования означает право автора на получение вознаграждения от продавца в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства. Первой продажей признается любой (как возмездный, так и безвозмездный) переход права собственности на произведение от автора к другому лицу. Под публичной перепродажей понимается возмездное отчуждение произведения через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т п. При этом перепродажа порождает право на вознаграждение, лишь если ее цена превышает предыдущую не менее чем на 20 %.
В этом случае автор вправе получить от продавца вознаграждение в размере 5 % от продажной цены. Это право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.
Другие ограничения исключительных прав выражаются в праве третьих лиц осуществлять в различных формах использование произведений без согласия их авторов и без выплаты авторского вознаграждения. В некоторых случаях такое право (в зависимости от вида произведений) обременяется обязанностью пользователей указывать имя автора и источник заимствования, не использовать произведение полностью и т. д. Иными словами, речь идет о так называемом свободном использовании произведений. Четкое определение всех подобных случаев использования очень важно в рыночных условиях.
По общему правилу допускается свободное воспроизведение правомерно обнародованного произведения без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях. Изъятия из этого правила указаны в ст. 18,25 и 26 ЗоАП. В частности, нельзя вообще воспроизводить произведения архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, репродуцировать книги (полностью) и нотные тексты.
5. Свободное использование произведения с обязательным указанием имени автора и источника заимствования
Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования допускаются такие способы использования правомерно обнародованных произведений, как, в частности:
1. цитирование в оригинале и в переводе в научных, критических и информационных целях;
2. приведение в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера,
3. воспроизведение в газетах ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, а также публично произнесенных политических речей, обращений, докладов
Цитирование и иное использование должно осуществляться в объеме, оправданном целью цитирования, учебного процесса либо информационной целью При этом авторы докладов и тому подобных произведений сохраняют право на их опубликование в сборниках. Свободное воспроизведение в газетах и тому подобными способами таких произведений не допускается лишь в случаях, когда оно было специально запрещено автором (эксклюзивные статьи, интервью и т. п.).
6. Свободное использование произведения путем репродуцирования
Широкое применение электрографической техники, прежде всего ксероксов, привело к массовому репродуцированию и неконтролируемому размножению многих литературных произведений. Репродуцирование, или репрографическое воспроизведение, - это факсимильное воспроизведение в любом размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Закон устанавливает жесткие границы подобной "издательской" деятельности.
Как отмечалось, даже в личных целях репродуцировать книги полностью и нотные тексты вообще запрещено. Свободное репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли допускается лишь в целях развития библиотечного, архивного дела, в учебных, научных или иных образовательных целях. В подобных целях и на указанных условиях могут репродуцировать правомерно опубликованное произведение библиотеки и архивы для восстановления или замены его утраченных либо испорченных экземпляров. Те же учреждения вправе репродуцировать отдельные статьи и малообъемные произведения, отрывки из опубликованных письменных произведений по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях. Аналогичное право имеют образовательные учреждения (школы, лицеи, вузы и т. п.), использующие репродуцируемые произведения или их части для аудиторных занятий.
7. Свободное использование произведений, расположенных в местах, открытых для свободного посещения
В отношении произведений архитектуры, изобразительного искусства и фотографии, постоянно расположенных в месте, открытом для свободного посещения, допускается как их воспроизведение, так и передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Запрещено это делать лишь в случаях, когда изображение произведения является основным объектом воспроизведения, передачи или сообщения. Иными словами, можно показывать по телевидению экспонируемые на постоянной выставке произведения изобразительного искусства, но нельзя делать на их основе открытки.
8. Свободное публичное исполнение музыкальных произведений
Свободное использование музыкальных произведений имеет свои специфические рамки. Так, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения публичное исполнение этих произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон. Объем исполнения также должен быть оправдан характером таких ритуальных церемоний.
9. Свободное воспроизведение произведений для судебных целей
Произведения различных видов, прежде всего литературные, могут свободно воспроизводиться для целей судебного производства в оправданном этим производством объеме. Например, при рассмотрении спора о плагиате в процессе могут быть процитированы сличительные таблицы совпадений текстов оригинала и недобросовестного заимствования.
10. Свободное воспроизведение произведения в личных целях с выплатой авторского вознаграждения
Без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения допускается воспроизведение даже в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи другого произведения. При этом выплата вознаграждения происходит "кружным путем" и в обезличенной форме. Нередко копирование аудиовизуальных произведений и звукозаписи осуществляют физические лица с помощью бытовых аудио- и видеомагнитофонов. Широкие масштабы подобного использования, естественно, подрывают рынок сбыта соответствующей продукции, прежде всего записей видео-, кино- и телефильмов, снижают спрос на них. В конечном счете снижается уровень охраны авторских прав, прав производителей фонограмм и вещательных организаций.
Однако установить конкретных производителей и получить с них авторское вознаграждение невозможно. Поэтому и приходится сначала взимать вознаграждение с изготовителей и импортеров
материальных средств создания и воспроизведения аудиовизуальных произведений путем включения сумм вознаграждения в цену этих средств с последующей компенсацией их за счет покупателей данных средств, т. е. потенциальных субъектов воспроизведения аудиовизуальных произведений. Подобные механизмы допускаются международными соглашениями и национальными законами ряда стран.
Согласно п 2 ст. 26 ЗоАП вознаграждение за воспроизведение выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофонов, иного оборудования) и материальных носителей [звуко- и (или) видеопленок и кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и т. п.], используемых для воспроизведения. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями и изготовителями (импортерами) Если соглашением не предусмотрено иное, вознаграждение распределяется в такой пропорции-
40 % - авторам,
30 % - исполнителям и
30 % - производителям фонограмм
Соглашением между изготовителями (импортерами) и управляющими организациями определяется также размер и условия выплаты вознаграждения. При недостижении соглашения вопрос решает специально уполномоченный орган РФ. Если оборудование (магнитофоны и т п.) и материальные носители (пленки, кассеты, диски и т п.) производятся сугубо для экспорта или имеют профессиональный характер, т. е. не предназначены для использования в домашних условиях, то вознаграждение не выплачивается.
11. Общий срок действия авторского права
Продолжительность действия авторского права определяется как истечением периода времени, исчисляемого годами, так и указанием на события, которые должны неизбежно наступить. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора (соавторов) и 50 лет после смерти автора либо последнего из соавторов Из этого правила есть ряд исключений.
Так, личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора - охраняются бессрочно. Автор может сам позаботиться о надлежащей охране данных прав после своей смерти, указав в завещании лицо, на которое он возлагает их охрану. В этом случае указанное лицо (как любой другой исполнитель завещания) пожизненно выполняет волю завещателя. При отсутствии таких указаний охрану бессрочных личных неимущественных прав осуществляют его наследники, а в случае их отсутствия или прекращения авторского права - специально уполномоченный орган РФ
12. Иные сроки действия авторского права
Менее продолжительные сроки действия авторского права установлены для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. Авторское право на такие произведения действует в течение тех же 50 лет, но исчисляемых с даты не смерти автора, а правомерного обнародования произведения. Иначе говоря, если автор не раскроет свою личность и проживет более 50 лет с этой даты, к наследникам вообще ничего не перейдет Лишь если автор на каком-то этапе данного 50-летнего срока раскроет свою личность либо его личность перестанет оставлять сомнения, вступит в силу общее правило: авторское право будет действовать в течение всей оставшейся жизни автора и 50 лет после его смерти.
Другие исключения касаются сроков действия авторского права на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора. В общем случае авторское право действует (для наследников) в течение 50 лет после выпуска произведения в свет. В случае же, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 50-летний срок охраны прав исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Таким образом, срок охраны авторских прав автоматически увеличивается на период, прошедший с даты посмертного выпуска произведения до 1 января года, следующего за годом, в котором был посмертно реабилитирован его автор
Еще одно исключение связано с произведениями ветеранов В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то 50-летний срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года, т. е. на срок самой войны.
Авторское законодательство предусматривает иные, чем установлено ГК РФ, правила определения начала срока, измеряемого периодом времени. В силу ст. 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты наступления события, которым определено его начало. В противовес этому согласно п 6 ст 27 ЗоАП исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока Иными словами, к примеру, в случае смерти автора 2 января 1995 г. его наследники будут пользоваться авторскими правами почти целый год, до 1 января 1996 г. и еще 50 лет.
По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Непременным является лишь требование соблюдения права авторства, прав на имя и на защиту авторской репутации.
Вместе с тем Правительству РФ предоставлено право устанавливать случаи выплаты специальных отчислений за использование указанных произведений на территории России Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе. Размер отчислений не может превышать одного процента от прибыли, получаемой за использование произведений.