Перед тем как подгонять пример, как правило следует тщательно проверить напечатенные в нем ссылки постановлений. С течением времени они могли утратить свою актуальность. Надежный пример поможет в разрешении некомпетентности при написании письма. Это откроет способ сэкономить на услугах адвоката. Сохраненные деньги для всех приятны.
Кутюмы – правовые обычаи, существовавшие в некоторых отдельных провинциях, округах и регионах во Франции в феодальные времена. На севере Франции (в стране обычного права) кутюмы представлялись в устной форме, без юридических записей и отметок. И напротив, на юге (в стране писанного закона) правовые обычаи получили письменное оформление, где в качестве общего обычая существовало упрощенное римское право, дополненное местными кутюмами. Первые письменные сборники с кутюмами появились в 18веке, а их окончательная отмена, как действующего права, последовала после вступления в силу Французского гражданского кодекса в 1804 г.
Источники права феодальной Франции
Как территориально Франция делилась на север и юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву – кутюмам . действия которых распространялось на все сословия. Север считался «страной неписаного права», а юг – «страной писаного права», т. к. кроме кутюмов в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право.
Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т. к. число кутюмов исчислялось сотнями. Они жили в устной традиции, потому многочисленные и разнообразные кутюмы нуждались
в специальном судебном доказательстве, которое производилось опросом знающих людей («дознание у толпы »). «Толпа» состояла из десяти, а потом из двадцати свидетелей.
С ХIII в. делаются попытки записи кутюмов в виде сборников.
Около 1255 г. появляется «Большой сборник обычаев Нормандии ». В 1273 г. выходят «Учреждения Святого Людовика », в которых были записаны кутюмы городов Орлеана, Оверни и Анжу, а также ордонансы
Людовика IХ и отрывки из римского и канонического права. Большой известностью пользовались «Кутюмы Бовези » (1282 г.), автором которых был Бомануар . считающийся первым теоретиком французского права.
В 1389 г. бальи Жак д / Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». В 1453 г. Карл VII приказал записать кутюмы каждой провинции. Появляется большое количество официальных сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа. Страна жила по кутюмам вплоть до Французской буржуазной революции, во время которой появились общегосударственные законы.
С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов – королевских указов, имеющих силу государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы оказали заметное влияние на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду
с ними продолжали существовать и распоряжения крупных сеньоров – ассизы .
В эту правовую пестроту единство и общность вносило римское частное право. начавшееся преподаваться в Парижском университете
с 1219 г. и ставшее одним из важных источников права Франции. В ХVI в. происходит расцвет изучения римского права, появляется «историческая школа». Однако авторитет римского права не устранил деление страны на области обычного и писаного права.
Наряду с римским правом такое же единство вносило и каноническое (церковное) право. которое наряду с принципами регулирования вопросов организации и деятельности церкви, содержало положения, оказавшие известное влияние на гражданское право (запрет брать проценты) и семейно-брачное право (запрет разводов).
Источники феодального права Франции
Читайте также:
Основным источником феодального права Франции являлись местные правовые обычаи (кутюмы) отдельных общин, сеньорий, территорий. Наибольшее распространение этот источник права получил на севере Франции. Обычаи носили характер неписанного права. Их авторитет основывался на традиции и социальном компромиссе, обязательная сила поддерживалась судебными решениями. Соответственно, кутюмы отличались пестротой, запутанностью. С XII в. кутюмы стали записываться королевскими судьями и легистами для практического применения в судах (Кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Франции). В XV в. Парижский парламент составил единые сборники кутюмов. Они были санкционированы королевской властью.
Наибольшую известность приобрели Кутюмы Бовези (1283 г.), созданные королевским бальи Филиппом де Бомануаром. Кутюмы отражают манориальное прабо (регулировало отношения между зависимыми крестьянами и феодалами) городские обычаи, правила судопроизводства. В Кутюмах содержится описание видов крестьянских держаний и личной крепостной зависимости. Вилланское (крестьянское) держание обусловливалось натуральным оброком (шампар) или денежными выплатами (чинш). Личная крепостная зависимость носила наследственный характер. Раздел о правах городских коммун фиксировал, что город может стать коммуной только на основании королевской хартии. При этом права коммун не должны ущемлять права церкви и дворянства. Устанавливалось право контроля сеньора над городским самоуправлением. Кутюмы закрепляли суд равных. Формулировалось положение о своеобразной презумпции невиновности: преступник не может быть приговорен к смерти, пока его преступление не доказано. Кутюмы определяли роль адвокатов в судебном разбирательстве. Они помогали тяжущимся пользоваться правовыми обычаями, представляли интересы сторон в суде.
На юге Франции важнейшим источником права становится римское право в изложении французских юристов. Это было связано с рецепцией римского права средневековой Европой. Римское право не применялось в судебной практике, но короли часто ссылались на римские формулы, использовали достижения французских глоссаторов для юридического оформления верховенства королевской власти. В начале XIV в. римское право было признано разновидностью «писаного обычая» на юге Франции.
Важным источником стало каноническое право. Наибольшее распространение оно получает в XII—XIII вв. в практике церковных трибуналов. По мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права уменьшается: в середине XVI в. из церковной юрисдикции изымаются дела в отношении светских лиц. Нормы канонического права стали применяться в королевских судах только после официального одобрения королем.
Значимым источником феодального права являлось городское право. Оно регламентировало права-привилегии горожан (право на неприкосновенность личности и жилища, право на имущество, правосудие), торговую и ремесленную деятельность. С XII в. нормы торгового, морского права начинают записываться и систематизироваться (Реестр торговых и морских обыкновений).
Королевское законодательство во Франции оформляется рано. Впервые королевские ордонансы были кодифицированы в 1587 г.
— Кодекс Генриха III. На рубеже XVII—XVIII ни королевскими законами производится кодификация правовых норм в сфере уголовного, процессуального, торгового, морского, наследственного права.
Другие проекты
КУТЮМЫ (фр. coutume - обычай) - в феодальной Франции правовые обычаи отдельных провинций, округов, городов и т.д. На севере Франции (так называемая страна обычного права> К. существовали в устной форме, без каких бы то ни было общих юридических записей. К. представляли собой смесь старого германского права.позаимствованного из варварских правд и соответственно переработанного, канонического права, грамот, регулировавших отношения сеньоров и городов, практики мест-' ных судов, приобретшей значение прецедента. и др. На юге Франции (так называемая страна писаного закона) в качестве общего обычая действовало упрошенное римское право, которое дополнялось местными К. получившими письменное оформление. В XIII в. появились первые писаные частные сборники К. Окончательная отмена К. как действующего права последовала в результате вступления в силу Французского гражданского кодекса 1804 г. (кодекса Наполеона>.